Это не характер, это нейроны!
7 фактов о подростковом мозге
«Ты что, не можешь спокойно посидеть?», «Ты не можешь замедлиться и просто проанализировать?», «Ты не можешь, наконец, научиться вовремя ложиться и вставать?» Справедливый ответ на все эти вопросы, обращенные к подростку: «Могу… но вообще-то не всегда могу». В подростковом возрасте идет активное и непрерывное развитие мозга, что существенно влияет на поведение, способы принятия решений и форматы общения и реакций. Кандидат психологических наук Анна Макарчук, директор федерального научно-методического Центра толерантности Еврейского музея, делится семью фактами о подростковом мозге.
Понимание вместо обвинений
Изменения мозга начинаются в момент раннего полового созревания. Обычно это происходит в возрасте от 10 до 12 лет у девочек и от 11 до 13 лет у мальчиков.
Важно отметить, что точные сроки могут варьироваться от человека к человеку, поскольку в игру вступают генетика, влияние окружающей среды и гормональные изменения. Пластичность мозга подростка обеспечивает ему быстрое обучение и адаптацию. Казалось бы: вот он, золотой век для учебы! Но вместе с тем постоянное развитие мозга становится причиной для эмоциональной напряженности, склонностям к риску и повышенной чувствительности к мнению окружающих.
Понимание этих факторов необходимо как родителям, так и педагогам.
Наш личный опыт взросления мог быть другим, а еще мы вполне могли позабыть или даже идеализировать его. Напоминая себе о естественных причинах не всегда «понятного и корректного» поведения детей, нам будет проще «войти в положение» и учитывать ежедневно факторы, заложенные природой, а не только нашим усердным воспитанием.
7 фактов
Эмоции через край
У мозга есть эмоциональный центр: он находится в миндалевидном теле, которое иногда еще называют амигдалой. Возможно, вы даже слышали о книге Джона Арена «Укрощение амигдалы». Миндалевидное тело увеличивается в размерах по мере того, как в мозге становится больше нейронов и связей. Пик роста синаптической плотности приходится как раз на ранний подростковый возраст.
Развиваясь, амигдала становится более восприимчивой к эмоциональным стимулам и реакциям, как к положительным, так и к отрицательным. Такая повышенная чувствительность приводит к интенсивным эмоциональным переживаниям. Отсюда и резкие перепады настроения, и возможное желание закатить скандал по поводу, который вам кажется незначительным.
Импульсивный контроль
Пока миндалевидное тело становится более реактивным, его связи с префронтальной корой, особенно с дорсолатеральной префронтальной корой, участвующей в когнитивном контроле, все еще развиваются.
— Будем реагировать?
— А может подождем префронтальную?
— Да она вечно опаздывает! Давай, разносим тут все!
А ведь именно эта интеграция важна для принятия рациональных решений в эмоционально заряженных ситуациях. Подростки очень постепенно учатся уравновешивать свою эмоциональную реактивность когнитивным контролем. Получается не всегда, более того, процесс будет продолжаться и во взрослом возрасте, поэтому с получением аттестата импульсивное поведение не обязательно пропадет.
Риск, вознаграждение и последствия
Как мы уже поняли, префронтальная кора, отвечающая за принятие решений, контроль импульсов и взвешивание последствий, все еще развивается в подростковом возрасте. А еще более чувствительной становится система вознаграждения, тот самый нейротрансмиттер дофамин. Сочетание чувствительной системы вознаграждения, влияния сверстников и постоянного развития делают подростков более склонными к поиску новых впечатлений, сенсациям и риску. Подростки могут участвовать в мероприятиях, которые приносят новизну и приятное волнение, не задумываясь о возможных негативных последствиях (кстати, на это они тоже еще не всегда способны), просто потому что риск, вызов и новизна — это… приятно!
Сверстники — центр вселенной
Участие амигдалы в обработке социальной информации распространяется и на отношения с друзьями. В подростковом возрасте реакции миндалевидного тела на взаимодействие со сверстниками и любые внешние оценки становятся более выраженными. Система вознаграждения мозга реагирует на одобрение и принятие, побуждая подростков искать подтверждения и соответствия в своих социальных группах. И да, это влияние иногда может преобладать над родительским руководством.
— Есть сигнал о том, что мы не нравимся Кате?
— Есть! Но он, правда, не очень выраженный…
— Не важно, увеличь в 10 раз!
Развивающаяся социальная сеть мозга делает наших детей более чувствительными к оценке, что не может не сказаться на поведении и процессе принятия решений.
Не могу я выспаться!
И вновь во всем виноваты не только телефоны. Подросткам трудно высыпаться из-за целого букета факторов: здесь и развитие мозга, и изменение циркадных ритмов, и образ жизни, сопряженный со стрессом. В подростковом возрасте происходит естественный сдвиг в циркадных ритмах, внутренних биологических часах, которые регулируют циклы сна и бодрствования. Высвобождение мелатонина, гормона сна, по сравнению с младшими детьми, задерживается.
Сюда же можно добавить:
- уже упомянутое стремление подростков к социальному взаимодействию, которое выдергивает их из кровати и ведет в чаты;
- стресс и тревоги, появляющиеся из-за давления взрослых и сверстников, социальных изменений, постоянной конкуренции и ожиданий;
- гормональные изменения, особенно в части гормона стресса — кортизола, что делает подростков более восприимчивыми к стрессовым факторам.
В результате подростки засиживаются вечером, общаясь, прокручивая в воспоминаниях все неудачи дня, переживая из-за завтрашней контрольной… Ну а потом с мучениями встают рано утром.
Ученые выступают с предложением скорректировать время начала занятий с учетом смещенного циркадного ритма. Раннее пробуждение сейчас не полезно, а наоборот, может привести к недосыпанию и нарушению естественного режима сна. Несоответствие между школьным расписанием и внутренними часами подростков известно как «социальная смена часовых поясов».
Впитывает все намного проще
— Психолог сказала, что мозг подростка пластичен, а значит, тебе легче дается изучение новых языков и навыки игры на скрипке. Давай-давай! Поднимайся и занимайся.
— А она не сказала, что пластичность работает в обе стороны? Я усвоил не только слова, но и то, как родители решают конфликты — например, криком. И все, что будет сказано обо мне. И то, как надо относиться к работе.
В подростковом возрасте мозг проходит процесс синаптической обрезки, иначе «нейрональный прунинг». Более слабые нейронные связи устраняются, чтобы мозг работал эффективнее, а значит, его когнитивные функции возрастали. Мозг подростка очень пластичен, он может адаптироваться и перестраиваться в зависимости от опыта и факторов окружающей среды. Способность мозга адаптироваться тесно связана с нейронными связями, которые укрепляются или сокращаются в зависимости от информации, которую он получает из окружающей среды.
Воспитание, в том числе культурные нормы и социальные условия, в значительной степени формируют нейронную связь мозга подростка. Позитивная и благоприятная среда может способствовать здоровому развитию мозга и улучшению когнитивных и эмоциональных навыков. И наоборот, негативная или стрессовая среда может потенциально привести к нарушениям развития мозга и повлиять на сценарии принятия решений.
Не думаю о том, что будет потом
Подростки не всегда могут полностью учитывать долгосрочные последствия своих действий из-за продолжающегося развития все той же префронтальной коры.
— Ты что, не мог подумать, чем все это закончится?
— Не мог вообще-то… Я не умею еще.
Именно поэтому сейчас так важно не рассчитывать на какую-то «запрограммированную рациональность» ребенка, а обучать его модели принятия решений, постоянно проводить четкие причинно-следственные связи между действиями и результатами.
И что с этим делать?
Понимать, любить, терпеливо относиться к естественным процессам развития, предоставлять образовательные возможности, подставлять плечо — эмоциональную поддержку, объяснять связи и делиться инструментами, необходимыми для принятия обоснованных решений.
Текст: Ольга Давыдова, Лариса Шкиль