Интернет: риски, ресурсы, возможности
Что помогает противостоять опасностям в Сети
В виртуальном пространстве, как и в реальной жизни, есть все: и хорошее, и плохое. С какими угрозами ребенок может встретиться в интернете? Как научиться с ними справляться? Что могут сделать родители? На вопросы отвечают кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ Наталья Богданович и доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, член редакционной коллегии периодического электронного научно-практического издания «Психология и право» Варвара Делибалт.
Двойная жизнь
Цифровизация настолько плотно вошла в современную жизнь, что достаточно сложно сказать, где больше времени проводит человек — в реальности или в виртуальном пространстве. По результатам многих исследований замечено, что сегодня преступность несовершеннолетних в России и за рубежом показывает устойчивую тенденцию к снижению. Ученые, анализируя данный феномен, отмечают, что это происходит из-за того, что дети и подростки ушли в виртуальную реальность. Можно было бы порадоваться, но опасности есть везде, и в Сети в том числе.
Виртуальные риски
В интернете существует не меньше, чем в обычной жизни, рисков, способных нанести вред эмоциональному и материальному состоянию человека.
- Контентные риски, связанные с просмотром пользователем информации, вызывающей у него стрессовую реакцию.
- Коммуникационные риски, предполагающие потенциальную возможность столкновения пользователя с различными нежелательными для него коммуникациями (различные формы кибербуллинга, сексуальных домогательств и др.).
- Технические риски, сопряженные с трудностями взаимодействия пользователя с сайтами или приложениями социальных сетей, а также взломом аккаунтов.
- Потребительские риски, включающие в себя интернет-мошенничество (поддельные интернет-магазины, благотворительные фонды, фишинг и др.).
По результатам исследования, чаще всего в социальных сетях встречается контент, содержащий нарушение моральных и этических норм, затем информация, влияющая на психическое состояние (например, шок-контент), также информация о насилии, агрессии и ложная информация.
Все это может привести к появлению у подростка (а также и у взрослого) отклоняющегося, девиантного и даже делинквентного поведения.
Девиантное поведение — стойкое, повторяющееся поведение, которое нарушает социальные нормы, не соответствует общепринятым ценностям и правилам, отрицательно оценивается другими людьми, приводит к дезадаптации человека, наносит ущерб как самой личности, так и обществу.
Виды отклоняющегося поведения
Антисоциальное онлайн-поведение может проявляться в разной степени — от просто агрессивного до преступного.
Агрессивное
- Флейминг (оскорбления с разжиганием ссоры)
- Троллинг (провокации и издевательства)
- Хейтинг (активное выражение ненависти)
- Кибербуллинг (травля в Сети)
- Доксинг (обнародование личной информации)
- Сталкинг (навязчивое нежелательное внимание)
Антисоциальное
- Сваттинг (ложный вызов экстренных служб)
- Хакерство
- Дискриминация
- Груминг (общение взрослого человека с несовершеннолетним в Сети с целью совращения)
- Секстинг
- Участие в деструктивных группах
Аутоагрессивное
- Селфхарм
- Участие в группах, посвященных диетам
- Участие в деструктивных группах (зацепинг, группы смерти)
Зависимое
- Компьютерная зависимость
- Игровая зависимость
- Интернет-зависимость
- Зависимость от гаджетов
- Фаббинг (привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником)
Что влияет на появление девиантного поведения?
Возникнут или нет у человека проблемы с состоянием и поведением после нахождения и встречи с опасностью в Сети, зависит от таких показателей, как риски, уязвимость и защитные факторы. В совокупности они могут либо усиливать, либо ослаблять те или иные трудности.
Риск — это любое условие или обстоятельство, которое повышает вероятность развития формирования проблемного или отклоняющегося поведения. Риск может определять формирование и развитие поведенческих трудностей, однако указывает лишь на вероятность проблем для детей, подвергающихся его воздействию. То есть сам по себе риск навредить не может. Он просто существует. Другое дело, как на него реагирует человек: подвержен он воздействию того или иного явления или способен сопротивляться.
Уязвимость — это факторы, которые усиливают реакцию на риск. Уязвимость повышает вероятность проявления поведенческих проблем прежде всего для тех детей, которые к ней восприимчивы; она проявляется в виде эффекта взаимодействия.
Защитные (протективные) факторы, или ресурсы развития — это факторы, повышающие устойчивость к действию неблагоприятных факторов риска. Поведенческие нарушения возникают не у всех детей, подвергающихся риску, а только у тех, кто уязвим.
Что делает ребенка уязвимым?
- Гендер: семейный стресс негативно влияет и на мальчиков, и на девочек, но у мальчиков поведенческие проблемы возникают чаще, чем у девочек.
- Темперамент: дети, которых трудно воспитывать, чаще становятся объектом родительского раздражения, критики и враждебности, чем легко управляемые дети, а это, в свою очередь, повышает риск последующего нарушения отношений и поведения.
- Отсутствие хороших отношений с родителями.
- Слабая способность планирования.
- Отсутствие позитивного школьного опыта.
- Недостаток нежной заботы.
- Плохие социальные навыки.
- Некоторые личностные характеристики, не соответствующие ожиданиям общества: застенчивый ребенок в культуре, которая ценит смелость, может быть более уязвим перед риском.
Если проанализировать параметры уязвимости, можно понять, в каком направлении необходимо действовать и что именно предпринять в отношении каждого конкретного ребенка. Ориентироваться следует на развитие тех ресурсов личности, семьи и общества, которые помогут ему противостоять рискам и опасностям, существующим и в Сети, и в реальной жизни.
Защитные факторы
- Высокий интеллектуальный уровень
- Критическое мышление
- Эмоциональная зрелость
- Широкий круг интересов
- Хорошая успеваемость
- Общение среди просоциальных сверстников
- Поддержка со стороны просоциального взрослого
- Умение обращаться за помощью
- Наличие по месту жительства служб социального сопровождения
- Чувство юмора
- Внутренний самоконтроль, целеустремленность
- Важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком, помимо родителей (более взрослый товарищ, учитель и т. д.)
- Уважение к законам и нормам общества, школы, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и запрещенных веществ
- Наличие любви и заботы в семье
- Преданность и близость
- Доверительные отношения с родителями
- Возможность активного участия в работе социальной группы
- Наличие определенных обязанностей и успехи в их выполнении
- Успешное овладение навыками принятия решений
- Наличие социальной поддержки
- Признание и одобрение правильных действий
- Интерес к учебе, духовному росту
- Наличие увлечений
Для психологической работы по приобретению защитных факторов прежде всего понадобится выявить имеющиеся ресурсы и понять, каких еще не достает. Затем спланировать стратегию получения ресурсов и формирования умения их использовать. Как правило, для этого требуется помощь специалистов.
Источник: вебинар Натальи Богданович и Варвары Делибалт
Текст: Анна Демина