О тонкостях эмоционально-личностной готовности рассказала педагог-психолог
«Не рано ли отдавать малыша в школу в 6 лет?», «Не поздно ли будет идти в первый класс в 8 лет?» — вопросы о том, в каком возрасте лучше начинать учебу, всегда встают перед родителями будущих первоклассников. Большинство специалистов сегодня уверены, что умение читать и писать далеко не самый главный критерий готовности детей к школе. Необходимо, чтобы ребенок был настроен на новый этап жизни психологически. О важных аспектах эмоционально-личностной готовности дошкольников сегодня рассказала педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук Надежда Слободяник.
Основные аспекты готовности к школе
Для начала в целом рассмотрим, какие аспекты говорят о готовности ребенка к школе. Готовность прежде всего обусловлена всем ходом предшествующего физического, умственного и эмоционального развития дошкольника.
Психологическая готовность подразделяется на интеллектуальную, волевую и мотивационную.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- развитие внимания и памяти;
- аналитическое мышление;
- логическое запоминание;
- ориентировку во времени и пространстве;
- умение работать по образцу;
- уровень речевого развития.
Волевая готовность состоит из:
- способности ставить цель, принимать решения;
- умения продолжительное время выполнять не очень интересную работу;
- развития произвольности (когда ребенок может заставить себя заниматься).
Мотивационная готовность включает в себя:
- желание принять новую социальную роль (стать школьником);
- позитивную информацию о школе;
- внутреннюю позицию школьника;
- мотивы учебной деятельности.
Понятие внутренней позиции школьника (желание идти в школу ради получения знаний, а не только ради игры) формируется у ребенка к концу дошкольного возраста, то есть к 7 годам.
Разумеется, стоит подготавливать малыша к школе и раньше: умение сидеть прямо, поднимать руку, слушать учителя, отвечать, держать ручку и т. д. очень важно. Однако стоит запомнить, что такая подготовка должна проходить только в игровой форме. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать то, что ему не нравится. Только через игру дошкольника можно мотивировать, заинтересовать.
Не готовьте ребенка к школе, а готовьте его к новому большому этапу в его жизни, в котором будут не только уроки, но и общение с одноклассниками, педагогами, спортивные занятия, новый опыт и т. д.
Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность — это комплексный показатель, который включает в себя очень большой объем знаний, умений и навыков. В данной статье мы остановимся именно на эмоционально-личностном аспекте как одном из самых важных и значимых.
Почему эмоционально-личностная готовность так важна?
Чаще всего специалисты и родители сталкиваются с несколькими актуальными проблемами у ребят дошкольного возраста. Дети не умеют понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания; не понимают эмоционального состояния, переживаний и особенностей других людей; нередко у детей отсутствуют представление об эмоциях и чувствах в целом.
То есть у абсолютно каждого ребенка есть какие-то страхи: кто-то боится, что не сложатся отношения с одноклассниками, кто-то — строгости учителя, новых правил и т. д.
И очень важно развенчать все эти страхи заранее и уверить ребенка, что вы его поддержите и всегда будете рядом. Иначе эти проблемы могут привести к противоречиям между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.
Как научить ребенка регулировать эмоции
Регуляция эмоций (поведения) — это способность согласовывать переживания и выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с возрастом и ситуацией.
Конечно, большую роль в регуляции эмоций будет играть и школа, но научить этому могут прежде всего родители в семье. С самого раннего возраста нужно проговаривать все эмоции малыша («Ты плачешь, тебе обидно, потому что…», «Тебе весело, потому что…», «Ты рассердился, потому что…»), а потом переходить на эмоции родителей, персонажей книг, мультфильмов и т. д.
Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, очень важно научить его адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новое субъективные трудности.
Еще один важный аспект эмоционально-личностной готовности — эмоциональная осведомленность. Это один из ключевых показателей достижений дошкольников в распознавании и понимании ситуации. Именно это и способствует овладению навыками позитивного общения со сверстниками. Наверное, вы обращали внимание на то, что более удачливыми в жизни становятся люди, которые умеют общаться, находить контакт, устанавливать связи. Это и есть эмоциональная осведомленность.
Также, для того чтобы научить ребенка регулировать поведение, никогда не игнорируйте его негативные эмоции. Не используйте запрещающие игнорирующие утверждения: «Не расстраивайся, ничего страшного!», «Да ладно тебе, совсем не больно было!» Они мешают ребенку контролировать негативные переживания, подавляют и запирают их внутрь. Негатив накапливается и часто переходит в неадекватное поведение и злость на весь мир или оседает и позже проявляется в виде болезней и нервных срывов.
Запрет на желания и чувства самый разрушительный. Ребенку невозможно просто так взять и перестать хотеть!
Научите ребенка выплескивать негативные эмоции.
Сделать это можно несколькими несложными способами.
- Расскажите, что злиться — это нормально.
- Можно бить подушку, рвать бумагу, мять газеты, делать физические упражнения. Еще можно громко покричать, слепить злость из пластилина, опрыскивать цветы из пульверизатора и т. д.
- Но никогда не позволяйте бить младших, толкать родителей и ломать игрушки.
Как игры и сказки помогают регулировать эмоции
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Лучшим помощником в этом является игра — самый приемлемый, самый доступный и самый главный вид деятельности для ребенка в этом возрасте.
У каждого малыша есть любимая игрушка, персонаж мультфильма или фильма, сказки, именно через него попробуйте найти подход к ребенку. Правильно организованная игра дает дошкольнику гораздо больше чем обучение.
Чем же так хороши игры?
- Дети, которые много играют, психологически более стабильные и реже страдают психическими заболеваниями.
- В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем.
- Игра — это лучший способ обретения социальных навыков.
- В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Игра учит контролировать негативные эмоции.
- Игра помогает детям брать на себя ответственность.
- Дети сами договариваются о роли в игре, сами принимают решения и сами без вмешательства взрослых справляются с последствиями этих решений.
- Игра помогает расширять пределы возможного и т. д.
Какие методы можно применять в играх
- Используйте имитационные и ролевые игры. Например, на пару часов или даже на один день поменяйтесь местами с ребенком: пусть он будет родителем, а вы — малышом.
- Психогимнастика: когда нужно выразить эмоции с помощью мимики, жестов и т. д.
- Рисование, лепка, аппликации, раскрашивание.
- Элементы групповой дискуссии.
- Представление и воображение.
Еще одной естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания дошкольников является сказка. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами, страхами и застенчивостью (герой сказки тоже может бояться, злиться, плакать и т. д.), научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства.
Чтение книг, просмотр мультфильмов, фильмов развивают у детей интерес к миру человеческих эмоций. У ребенка формируется способность видеть не только свои проблемы, но и проблемы другого человека. Прививается способность к сочувствию, сопереживанию и желанию помогать другим людям.
В игре можно использовать единый сказочный сюжет, одного игрового персонажа (он может быть похож внешне на ребенка, быть одного с ним возраста и т. д.). Все это способствует формированию у детей неосознанных сравнений себя с главным героями истории.
Дети перенимают опыт героев, тренируясь преодолевать трудности в различных жизненных ситуациях.
Родителям стоит знать, что основная подготовка к школе проходит именно в семье. Важно говорить о школе хорошо, ни в коем случае не пугать, а рассказывать о плюсах новых знаний, вселять в ребенка уверенность. Обозначьте, что не все получается сразу и неудачи — это даже хорошо, ведь они помогают учиться лучше. И обязательно замечайте даже маленькие успехи, хвалите, и все обязательно получится!