Что делать родителям в такой ситуации

Все мы хотим видеть своих детей счастливыми, успешными и уверенными в будущем. Но представьте, что однажды ваш подросток-старшеклассник возвращается домой и холодно (а может, и громко, со слезами, с отчаянием) заявляет: «Я хочу бросить школу!» Эти слова могут прозвучать как гром среди ясного неба, вызывая тревогу, вопросы и, возможно, даже отчаяние. Отчаяние  если вы реагируете фырканьем: «Да, конечно, размечтался! Марш в свою комнату, неблагодарный!» Ваша первая реакция может быть полна смешанных чувств — от недоверия и злости до страха за будущее вашего ребенка. Но прежде чем поддаться эмоциям и провести воспитательную беседу на повышенных тонах, необходимо попробовать понять, что стоит за этим решением — ведь оно не возникло из пустоты  и как лучше всего поддержать подростка в этот непростой период, считает педагог-психолог Ольга Давыдова, эксперт Центра толерантности Еврейского музея. Она предлагает рассмотреть различные факторы, которые могут спровоцировать такое желание, а в конце формулирует конструктивные стратегии и решения, как превратить этот кризис в возможность для роста и позитивных изменений для всей семьи.

Намерение и временное недовольство

Когда ваш подросток выражает желание бросить школу, важно внимательно проанализировать, как именно он это сделал. Тон, в котором ребенок делится своим решением, и настроение, сопровождающее его слова, могут многое рассказать о том, насколько серьезно он относится к этой идее.

Возможно, это просто спонтанный взрыв эмоций после тяжелого дня. Сколько раз вы, вернувшись с работы, где вам пришлось особенно тяжело, могли на всю кухню ворчать: «Все! Сил моих больше нет! Уволюсь, а там пусть что хотят, то и делают». Это стресс, это нормально, но это совсем не значит, что завтра вы понесете заявление в отдел кадров.

Каждый случай индивидуален, но все-таки делайте различия.

  • Если заявление сделано в состоянии явного раздражения или гнева, возможно, это была опережающая рациональную часть реакция на неприятный инцидент или плохой день.
  • Если подросток говорит о своем решении спокойно и с убеждением, это может указывать на то, что он действительно серьезно обдумал эту идею.

Прежде чем переходить к «разбору полетов», попытайтесь представить себе контекст. Ведь вы каждый день говорите со своим ребенком и в курсе его отношений в школе с друзьями, с педагогами? Учитывайте, что могло бы спровоцировать такую реакцию. Например, конфликт с учителем, эпизод травли, низкие оценки? Наличие других симптомов, таких как падение успеваемости или изменения в поведении, может указывать на более глубокие проблемы.

Также необходимо обратить внимание на повторяющиеся заявления. Если подросток неоднократно говорит о желании бросить школу, это требует еще более серьезного внимания и обсуждения.

Не игнорируйте жалобы подростка — это не блажь и не капризы. Но даже если так — лучше перестраховаться, потратив час на вдумчивый разговор с ребенком.

Причины желания бросить школу

Понимание причин является первым шагом на пути помощи ребенку. Ведь мы же не будем его судить, пока не поймем, с чего все началось?

Академические трудности

Проблемы с учебой — частая причина стрессов, тревожных расстройств и громких высказываний самого разного характера. Академические проблемы могут варьироваться от «борьбы» с конкретными предметами («Ненавижу математику! Чувствую себя тупой!») до общего отсутствия мотивации или интереса к учебе («Ну и что? Ну и зачем оно мне?»). Все это может вызывать чувство фрустрации и даже неполноценности, особенно если кто-то постоянно сравнивает свои успехи с успехами сверстников. Впрочем, с задачей «сравнить и страдать» отлично справляются и сами подростки.

Социальное давление и травля

Школьная среда — сложный клубок с точки зрения социальных отношений. Травля, исключение из социальной группы или просто невозможность найти друзей могут сильно повлиять на эмоциональное благополучие подростка и желание посещать школу, ведь школа — это не только знания, это коммуникации и поиск себя.

Психологические факторы

Подростковый возраст — это время значительных психологических изменений. О развитии мозга в этот период мы уже писали. Депрессия, тревожные расстройства и другие психологические проблемы могут усилиться и стать причиной желания уйти из школы, чтобы хотя бы немного снизить уровень стресса.

Семейные обстоятельства

Проблемы в семье, такие как финансовые трудности, семейные конфликты или необходимость брать на себя роль взрослого человека (парентификация), также могут побудить подростка принять решение о том, что на школу у него просто нет времени и сил.

Личные интересы и цели

Некоторые подростки могут чувствовать, что традиционное образование не соответствует их личным интересам или карьерным целям. Это особенно актуально для тех, кто уже определил свою траекторию и хочет идти альтернативным путем. Например, уйти из школы после 9-го класса, поступить в колледж и параллельно пойти работать.

Ощущение отсутствия практической ценности образования

В некоторых случаях подростки могут воспринимать школьное образование как оторванное от реальной жизни и не приносящее практической пользы для их будущего. За желанием бросить школу может стоять не одна причина, а комбинация нескольких. Открытый и честный диалог с ребенком поможет прояснить картину. А зная причины, вы сможете найти подходящее решение.

Первый шаг: поговорить

Ваша первая реакция на желание ребенка бросить школу может быть полна беспокойства и волнения. Возможно, вы уже успели накричать на сына или дочь. Не вините себя за это, просто попробуйте поговорить с подростком еще раз, сохраняя спокойствие. Вам сейчас нужно провести переговоры, а для этого нужны открытая позиция, эмпатия и ресурсы.

Выберите подходящее время и место для разговора

Убедитесь, что у вас есть достаточно времени, чтобы обсудить эту тему без спешки и отвлечений. Лучше всего подходит спокойная домашняя обстановка. Не надо ругаться в машине, в метро, допивая кофе перед «побегом» на работу. Если сейчас не время, скажите ребенку честно:

— Дорогой, я хочу, чтобы ты знал: я услышала, что ты сейчас сказал. И это действительно важная тема, которую нам нужно обсудить. Мне бы не хотелось делать это на бегу. Думаю, тебе тоже. Давай сядем и обсудим все вечером: ты мне расскажешь, а я внимательно выслушаю.

Начните разговор с открытого вопроса

Вместо того чтобы сразу выражать свое мнение или беспокойство, начните с вопросов.

— Катя, ты уже несколько раз сказала мне о своем желании бросить школу. Пожалуйста, расскажи мне об этом больше. Почему? Как ты пришла к этой мысли?

И первый, и второй пункт дают подростку важное чувство безопасности: его не отправят к себе в комнату «с этими глупыми мыслями», а выслушают и попытаются понять. Иногда этого чувства безопасности оказывается в принципе достаточно, чтобы ребенок сказал: «Да не бросить… Просто она меня бесит! Понимаешь? Так тяжело…»

Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое полное внимание на словах ребенка. Не перебивайте, не судите, не «заводите пластинку»: «А вот бабушка твоя за 12 километров в школу ходила зимой, лишь бы учиться!» Вам же нужно не показать свое превосходство, а найти решение.

Избегайте критики

Еще раз напомним, поскольку это и правда сложно. Важно сделать этот разговор открытым. Упреки могут заставить подростка закрыться и просто прекратить делиться своими переживаниями.

Покажите свою поддержку и понимание

Подчеркните, что вы на стороне подростка и готовы помочь.

— Понимаю, что тебе сейчас трудно. На это есть причины — ведь ты мне все рассказала. Я хочу помочь тебе найти лучшее решение, потому что люблю тебя.

Обсудите возможные решения

После того как вы поняли причины и чувства ребенка, предложите спокойно обсудить возможные варианты действий. Спросите, что, по его мнению, могло бы помочь улучшить ситуацию. Уход из школы — как и увольнение — это ведь финальная стадия. Попытайтесь вернуться хотя бы на три ступени до нее.

Если что-то решили, планируйте следующие шаги вместе

Вовлеките подростка в процесс принятия решений, позволяя ему высказывать свои идеи. Это усиливает чувство контроля (а значит, безопасности) и ответственности (а значит, уважения) за свою жизнь и учебу.

Второй шаг: три ступени «до»

Уход из школы — это действительно финальная стадия в процессе принятия решения. В голове можете держать мысль об увольнении, чтобы «приземлить» пример на собственный опыт. Попытаться вернуться хотя бы на три ступени до нее означает обратить внимание на предшествующие фазы, которые привели к такому радикальному решению. В контексте подростка, который хочет бросить школу, эти ступени могут быть следующими.

1. Стадия накопления недовольства

На этом этапе подросток может испытывать растущее недовольство, касающееся школы. Это может быть связано с академическими трудностями, социальными проблемами в школе, чувством дискомфорта в учебной среде. Важно распознать эти признаки как можно раньше и обсудить их с ребенком, чтобы понять причины растущей неудовлетворенности своей жизнью.

2. Стадия размышлений о возможных альтернативах

На этом этапе подросток начинает обдумывать альтернативы школьному образованию. Если он не говорит об этом вслух, это не значит, что какой-то план на самом деле не формулируется в голове. Это может проявляться в высказываниях о желании заниматься чем-то другим, в интересе к неакадемической работе. Родителям важно обратить внимание на эти размышления.

3. Стадия выражения протеста

Этап, когда подросток начинает явно выражать свое недовольство школой или даже открыто протестовать против учебы. Это может проявляться в снижении успеваемости, прогулах или агрессивных высказываниях о бесполезности школы. На этом этапе критически важно вовлечь ребенка в открытый и поддерживающий диалог, пытаясь вместе найти конструктивные решения.

Третий шаг: поиск решения

Даже если мысль об уходе уже высказана, можно и нужно в диалоге вернуться к стадии накопления недовольства и попробовать изменить вводные. Например, поменять школу, если дело в травле, а классические методы работы с ней исчерпаны (с классным руководителем говорили, с другими родителями говорили, к администрации обращались, с психологом работали). Или поговорить с учителем, если речь идет об академической неуспеваемости или конфликте.

Рассмотрим также иные причины.

Академические трудности

Решение: обеспечить подростку дополнительную поддержку, например, прибегнуть к помощи репетитора, изменить учебный подход (с текста на видео, с заучивания на проектную работу, с тестов на письмо) или найти качественный онлайн-курс, чтобы помочь подростку справиться с учебными задачами.

Недостаток интереса к учебе

Решение: помочь подростку найти предметы или деятельность, которая его вдохновляет, — внеклассные занятия или хобби. В некоторых случаях также подойдет смена школы, то есть педагогического подхода.

Социальная изоляция или отсутствие друзей

Решение: поощрять участие в школьных и внешкольных социальных мероприятиях, групповых занятиях, где подросток может найти друзей. Также можно попробовать найти новое хобби, «поверх» которого и при улучшении самооценки появятся новые знакомые.

Эмоциональные или психологические проблемы, такие как стресс или депрессия

Решение: психологическая помощь, квалифицированная терапия, а также вовлечение ребенка в деятельность, способствующую его эмоциональному благополучию. Но не идея «Надо его загрузить побольше, чтобы времени на эти ваши депрессии не было»!

Чрезмерная академическая нагрузка

Решение: пересмотреть учебную программу и расписание, чтобы найти баланс между учебой и личной жизнью и избежать перегрузки. Лучше тройка в аттестате по предмету, который не входит в личный перечень приоритетных, чем нервный срыв.

Желание развиваться в определенной области, не связанной с традиционной школой

Решение: исследовать альтернативные образовательные маршруты, такие как профессиональное обучение, стажировки или специализированные программы, которые соответствуют интересам и целям подростка.

Иногда их даже удается совмещать с классическим школьным образованием — это идеальный компромисс. Иногда выйти на компромисс совмещения не удается. Если речь идет о 9-м классе и старше — на семейном совете обсудите все плюсы и минусы выбора в пользу колледжа и работы. Если речь идет о более раннем возрасте, то в 99% случаев можно вернуть разговор к поиску решений и стадии накопления недовольства.

Пример 1. «Пришла в слезах…»

— Мама, я больше не могу ходить в школу! Забери меня! Я так устала и у меня нет друзей. Мне так больно… Я просто хочу, чтобы что-то изменилось, закончилось, прекратилось. Пусть это будет школа. Или кончусь я!

— Дорогая, успокойся. Хочешь обняться? Иди сюда. Я вижу, как тебе тяжело, и мне очень-очень больно, что ты страдаешь. Давай поговорим об этом, садись. Расскажи мне, что именно делает тебя такой уставшей? Почему ты так себя чувствуешь?

— Не знаю, я вечно как белка в колесе. Мне кажется, что я никогда не отдыхаю. То учеба, то домашние задания… А еще мне кажется, что все на меня косо смотрят и шепчутся, потому что у меня нет друзей. А какие друзья, когда я все время учусь? И о чем с ними говорить, если они увлекаются тем, о чем я ничего не знаю! Да я лучше дома тогда…

— Я понимаю, как это может быть тяжело. Ты хочешь, чтобы я помогла тебе найти способ лучше справляться с учебой? Может быть, мы могли бы вместе составить расписание, чтобы у тебя было больше времени для отдыха и хобби?

— Да откуда его взять?! Даже если так: ну будет у меня хобби, а ты начнешь ругаться, если у меня будут плохие оценки. И я все равно буду одна!

— Милая, ни я, ни папа не будем ругаться за плохие оценки. Мы любим тебя не за них, честное слово. Я понимаю твои переживания. Дружба — это важно. Дружить — прекрасно. Думаю, иногда даже важнее оценок, веришь?

— Да ну…

— Что, если мы попробуем найти какие-то кружки или мероприятия, где ты могла бы встретить ребят с похожими интересами? Это хороший способ завести друзей. Помнишь, тебе нравится эльф из «Властелина колец», как его…

— Леголас, мам.

— Ну так может научиться стрелять так же, как он? Кто сказал, что спорт — это скучная физкультура?

— Не знаю… Но я все равно не хочу в школу!

— Ох! Да, сейчас ты чувствуешь себя подавленной. Но мы вместе найдем решение. Полностью оставлять школу — большое и важное решение. И мне кажется, поправь меня, если не так, но, если ты станешь меньше уставать и у тебя появятся друзья, может быть, и школа станет не таким тяжелым местом? Давай нарисуем такую ситуацию в воображении.

— Ну если в воображении… То да, было бы лучше.

— Тогда у нас почти есть план! Уверена, вместе мы справимся с этой проблемой. Я на твоей стороне в любом случае. С чего начнем: с операции «Друзья для юного эльфа» или «Легкое расписание»?

Пример 2. «Зарабатывать хочу!»

— Пап, мам, я, короче, бросаю эту школу. Все эти предметы — полный бред. Ну нафига мне геометрия и география? Я с ними никаких денег заработать не смогу, а быть нищим не хочу. Мне нужно искать способ заработать, а не тратить время на эту ерунду.

— Так, Саша… Начну с того, что я понимаю твои опасения по поводу будущего и желание начать зарабатывать. Это важно. Более того, очень похвально. И спасибо, что честно сказал, это было очень по-взрослому.

— Ну так… Угу.

— Тогда, если мы с тобой говорим как взрослые, давай обсудим. Настоящие переговоры. Садись. Почему ты считаешь, что математика и другие предметы не пригодятся тебе в жизни?

— Ну я просто не вижу, как эти учебники, клеточки, линеечки могут помочь мне в реальной жизни. Типа, где тригонометрия, а где IT? Лучше бы учили, как ИП открывать, налоги платить или там еще что…

— ИП? Сейчас поговорим на эту тему и давай в интернете поищем, как его открывать и зачем. И без школы разберемся. Знаешь, иногда предметы в школе могут казаться не связанными с реальной жизнью. Но! Во-первых, они дают тебе важные навыки — логическое мышление и способность решать проблемы. Во-вторых, та же математика или логика очень нужна и в IT, и в экономике. Слышал про аналитиков в банке, которые сотни тысяч получают? Вот им нужна была математика, чтобы поступить в вуз как минимум. Вижу твой скепсис, но дай договорить. Школьное образование нужно в том числе и для получения аттестата, аттестат — для поступления в вуз, а вот вуз уже дает специальность, которая поможет тебе зарабатывать. Как ступенька, через которую не прыгают.

— Но мне уже надоело! И прыгают, очень даже прыгают. Вон Илон Маск даже университет не закончил…

— Нет, ну он сначала в него поступил! Ты мягкое с теплым все-таки не путай. Хотя посыл важный: не всегда диплом — это залог успеха.

— Короче, я хочу что-то делать сейчас, а не ждать, пока закончу школу. Мне что, деньги у тебя до старости просить?

— Как минимум до 18 лет я тебя по закону обеспечиваю. Но речь сейчас не об этом. Понимаю твое нетерпение, но всегда важно иметь долгосрочную перспективу. Мы же тут с тобой как взрослые люди говорим? Отлично. Тогда несколько взрослых людей вполне могут найти способы, как ты можешь начать зарабатывать уже сейчас, не бросая школу.

— Типа?

— Можно найти подработку на выходных или стажировку летом по интересующей тебя специальности. Ну а какой смысл прогуливать школу и в это время не расти профессионально? Как-то нерационально. Надо стать профессионалом в той области, что тебе интересна. Давай лучше сразу поставим цель: профессия, которая тебя привлекает. И вот стажировка уже по ней позволит тебе исследовать разные варианты и навыки, которые могут быть полезными для твоей будущей карьеры.

— Звучит логично, но как-то долго. Два года еще тут торчать? Бред.

— Мы не торопимся, если что. Тебе не сто лет и мне не сто. Давай попробуем вместе составить план. Мы тебя поддержим. А если не получится, еще раз все обсудим и снова поддержим. Учеба — это не только оценки, это инвестиции в твое будущее. Итак, Саша, как ты хотел бы зарабатывать деньги? Без плана действий «с корабля не бегут».

Если не удается справиться с проблемой

Если же родителям не удается справиться с какой-либо проблемой самостоятельно, они всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

С полезными материалами для родителей, педагогов и подростков можно ознакомиться в группе Центра толерантности Еврейского музея в соцсети «ВКонтакте», на сайте каждыйважен.рф, а также приняв участие в бесплатной программе «Место историй» для школьников, помогающей им осмыслить ключевые жизненные ценности.