Что это и как работает
Традиционно жизнестойкость рассматривается как способность успешно преодолевать стрессовые и даже травматические события. Выстраивается она на трех личностных установках: вовлеченность как интерес к миру и людям; контроль как умение контролировать события своей жизни и быть ее автором; принятие ситуаций, связанных с неопределенностью. Это мощнейший механизм, который способствует превращению стрессовых событий из несчастий в потенциал для развития. О профилях жизнестойкости у детей и подростков и о том, как с помощью упражнений ее развить, рассказывает Мария Одинцова, кандидат психологических наук, профессор МГППУ, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, руководитель программы повышения квалификации «Развитие жизнестойкости у детей и подростков в стрессовых ситуациях».
Профили жизнестойкости у подростков
Психологи выяснили, что жизнестойкость формируется с возрастом на основании опыта успешного преодоления стрессов и является альтернативой психологии жертвы. Выделяют разные профили жизнестойкости у подростков: неустойчивый, жизнестойкий, виктимный. Доказано, что среди подростков большинство — 38% — с неустойчивым профилем жизнестойкости, 35% — с виктимным (с психологией жертвы) и только 27% — с ярко выраженной жизнестойкой позицией*.
То есть только около трети детей способны конструктивно преодолевать стрессовые и травматические ситуации. Они воспринимают стрессовые события не как угрозу, а как вызов, испытание, проверку на прочность. Как правило, у них жизнеспособные семьи.
Дети с выраженной жизнестойкой позицией отличаются устойчивостью к стрессовым событиям, креативностью, уверенностью в себе, оптимизмом, хорошо сформированной «Я-концепцией» и устойчивой идентичностью, умеют выстраивать гармоничные отношения с другими, могут успешно реализовать себя в жизни и выстроить свою собственную взрослую жизнь по своему сценарию.
Дети с психологией жертвы чаще всего при стрессах прибегают к неконструктивным способам преодоления: избегание, отрицание проблемы и излишнее погружение в эмоции, что не способствует решению проблем и снижает их удовлетворенность жизнью. При этом роли жертвы бывают разными: игровая роль жертвы как склонность к манипуляциям, пассивность, инфантильность, чрезмерная ориентация на поддержку при низкой самостоятельности и активности.
Таким детям характерны рентные установки как поиск выгоды в своем неблагополучном положении. В этом случае ребенок может «зависать» в бездействии и «наслаждаться» своим неблагополучием, получая поддержку от ближайшего окружения, которая не бесконечна. В итоге не удовлетворены все участники такого взаимодействия: и сам ребенок, и родители, и педагоги, и сверстники.
Рисками во взрослой жизни могут быть зависимости и созависимое поведение. Есть галерея игровых ролей жертвы: «инфантильная жертва», «агрессивная жертва», «депрессивная жертва», «демонстративная жертва», «зависимая жертва», названия которых говорят сами за себя. Социальная роль жертвы — переживание своей ненужности, изолированности, стигматизации (наделения неким ярлыком).
Такие дети неуверенны в себе, застенчивы, ранимы и чаще всего становятся жертвами травли со стороны сверстников, а вырастая, жертвами семейного насилия, насилия в коллективах. Галерея социальных ролей жертвы включает «козлов отпущения», «белых ворон», «гадких утят» и других персонажей, наделенных ярлыками.
У детей с еще не сформированным профилем жизнестойкости наблюдаются колебания от конструктивных к неконструктивным способам преодоления стрессов. Их опыт хаотичен и зачастую также не приносит удовлетворения от жизни.
В данном случае существуют риски погружения в ту или иную роль жертвы, затем освобождение от нее и снова погружение.
Поэтому специалисту важно вовремя заметить эти метания и попутешествовать вместе с ребенком в «Страну жизнестойкости», которая стоит на трех китах: «Вовлеченность», «Авторство самого себя и своей жизни», «Принятие вызова». Можно эту страну нарисовать, слепить из пластилина, сделать аппликацию, можно ее построить в песочнице — это зависит от возраста ребенка. Затем населить «Страну жизнестойкости» героями, в качестве которых могут выступать те или иные характеристики жизнестойкого человека.
Так как жизнестойкость — это особая система установок, а установки, как известно, хорошо корректируются, то ее можно формировать. И чем раньше, тем лучше.
В заключение приведем один из приемов, связанный со сменой установок. Попробуем прямо сейчас заменить свои актуальные негативные установки на позитивные. Для этого разделите лист бумаги на две части. Выпишите свои негативные установки в колонке слева. Например: «Какая ужасная погода». В колонке справа замените их на позитивные с использованием метафор, народной мудрости. Например: «У природы нет плохой погоды. Всякая погода благодать».
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
* Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С., Иванова П.А. Профили жизнестойкости подростков (на примере подростков с врожденной, приобретенной инвалидностью и здоровых сверстников) // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 181–204. DOI: 10.17759/cpse.2022110308.