Психолог о формировании важного навыка
Жизнь современного ребенка, школьника наполнена важными заботами и полна эмоциогенными ситуациями. Предметом переживаний как положительных, так и отрицательных эмоций часто становятся взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Успешно справляться со сложными ситуациями ребенку помогает не только умственные способности, но и эмоциональный интеллект. О том, как его развить рассказывает Инна Воронкова, кандидат психологических наук,доцент кафедры «Педагогическая психология им. профессора В.А.Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ
Какие способности включает эмоциональный интеллект?
Психологи определяют эмоциональный интеллект как важнейший навык будущего. Дэниел Гоулмаг говорил о наличии у человека двух умов: «один ум думает, другой –чувствует», главное, чтобы оба ума находились в согласии.
Эмоциональный интеллект включает способности:
- распознавать эмоции, чувства, намерения, мотивацию, желания свои и других людей;
- уметь ими управлять, конструктивно выражать;
- способности к эмпатии, соразмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.
Роль эмоционального интеллекта в жизни человека
От степени развития эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, качество его жизни: его успехи, профессиональное развитие, удовлетворенность отношениями с другими людьми, счастье в семейной жизни.
Если эмоциональный интеллект недостаточно сформирован, человек с тревогой реагирует на любые изменения, некомфортно чувствует себя в коллективе, часто выступает участником конфликта, выйти из которого самостоятельно ему достаточно трудно.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет иметь более высокую самооценку, быть более уверенным, более устойчивым к стрессам, регулировать настроение, быстрее адаптироваться к новым ситуациям, понимать и вдохновлять других людей.
Развитие эмоционального интеллекта по возрастам
Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. На протяжении всей жизни ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. Важность этого процесса нельзя недооценивать.
С самых первых месяцев жизни малыш активно впитывает всю поступающую извне информацию, в основном он реагирует на эмоции мамы и папы. Улыбается и смеётся в ответ или плачет, если слышит негативные интонации. По мере взросления учится считывать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей. Детские песенки, сказки, книжки и мультфильмы знакомят детей с миром человеческих эмоций. Но для действительного освоения этого мира детям нужно живое общение с нами, взрослыми, причем общение особенное – такое, при котором «дисциплинарные» проблемы перестают быть в центре внимания, а на передний план выступает эмоциональная сторона жизни-переживания, рассказы о них. Выслушивание их, обмен ими.
В возрасте 3- 7 лет ребёнок начинает понимать свои чувства. Сначала родители вместе с ребёнком обсуждают эмоции, обращаясь к художественной литературе или мультфильмам, обсуждают чувства героев и свои собственные. Здесь также важно ежедневно интересоваться у ребёнка, какое у него настроение, какие он испытывал эмоции за день.
Затем ребёнок начинает понимать чувства других. Родители показывают ребёнку, что мама или папа не всегда бывают в хорошем настроении и что это нормально. Здесь уже можно объяснить ребёнку, что Вы не хотите играть в догонялки, потому что сильно расстроились из-за проблем по работе и хотите спокойно посидеть с малышом. Родители продолжают обращаться к сказкам или мультфильмам, анализируя чувства героев.
Понимая чувства другого, ребёнок развивает в себе эмпатию. Важно показывать на своём примере взаимоотношения с другими людьми, строить атмосферу взаимопонимания между родителями.
Далее ребёнок учится управлять своими эмоциями. На этом этапе родители показывают, как можно выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда, например, громко покричать и попрыгать, поколотить подушку и т.д. Важно также научить поднимать себе настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего нравится и от чего у него улучшается настроение.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 — 11 лет) у детей активно формируются моральные чувства: любовь к родине, долг и ответственность, сочувствие, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
В конце младшего школьного возраста начинают создаваться устойчивые дружеские связи. Дети, обладающие средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта, имеют в коллективе более высокий социальный статус, с удовольствием берут на себя ответственность при выполнении поручений учителя, у них преобладает повышенное настроение, они испытывают положительные эмоции, работая в группах сверстников, что оказывает положительное влияние на их академическую успешность и в целом, на желание ходить в школу.
Для подростков (от 11-12 до 15-16 лет) характерна способность к саморегуляции, контролю, торможению своих эмоций волевым усилием, у них расширяется словарь эмоций, появляется критическая оценка эмоциональных реакций. Подростки, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, часто становятся лидерами в группе, классе, они менее тревожны, реже являются участниками конфликтных ситуаций, чаще всего выступают в них медиаторами, умеют договариваться как со сверстниками, так и со взрослыми, что позволяет им быть успешными.
Роль родителей и педагогов
Как родители и педагоги могут помочь детям развивать способность к рефлексии и наблюдению за своими эмоциями и переживаниями?
Общаясь с ребенком:
- называем свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости;
- называем чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»;
- не обесцениваем чувства и желания ребенка, не игнорируем их;
- интересуемся настроением ребенка, спрашиваем, что он чувствует в разных ситуациях, обсуждаем события, которые произошли в школе (помогаем справиться с трудностями в обучении, подсказываем, в чем он прав или не прав);
- больше времени проводим с детьми, организуя совместную деятельность, имеющую позитивную эмоциональную окрашенность (общение с живыми людьми и т.д.…):
а) создаем проект (карты праздника и пр.);
б) обсуждаем книги и фильмы: определяем чувства героев, связи между их чувствами и поступками:
— с дошкольниками обсуждать эмоции можно на примере игровой книги Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книги Дж. Виорст «Александр и ужасный, нехороший, плохой день, серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь», Дороти Эдварс «Моя озорная сестренка»;
— младшие школьники с удовольствием прочтут книгу «Манюня» Наринэ Абгарян, а вместе с родителями можно посмотреть и обсудить одноименный сериал;
— старшим подросткам и взрослым рекомендуем прочитать книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект» Д.Готтмана и Д.Деклера, а также важно совместное чтение и просмотр фильмов, начиная от Гарри Поттера и т.д.
в) обсуждаем сопереживания ребенка героям произведений, высказываем свое отношение к героям;
г) организуем совместные спортивные, подвижные игры (учим быть азартным, проявлять эмоции, при этом соблюдая правила)
Помним, что главное в развитии эмоционального интеллекта – это живое общение!
Материал подготовлен при содействии Пресс-службы МГППУ