Скрытые проблемы в развитии ребенка

Записаться

Как родители могут их обнаружить

В первые годы жизни ребенок не может сообщить о своем состоянии словами. Но в его психомоторном развитии существуют определенные этапы и маркеры, замечая которые, взрослые могут сделать выводы о здоровье малыша.

О тревожных сигналах рассказывают заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко.

Первая статья из серии публикаций на эту тему посвящена развитию новорожденных.

Наблюдая за поведением ребенка в целом, нужно обратить пристальное внимание на его двигательные, сенсорные, голосовые реакции, на становление общих движений.

Психическое развитие новорожденных

В первые дни жизни новорожденные не различают день и ночь и бо́льшую часть времени спят. Так происходит потому, что у совсем маленьких детей пока не работают биологические часы. Но спустя некоторое время они включаются, и тогда малыш будет просыпаться на кормление, после которого вновь тут же засыпать.

Спокойный глубокий сон — важ­нейший фактор здоровья новорожденного.

Следующий аспект психического развития младенца — эмоциональные реакции. У разных детей степень и порог их проявления могут быть разными. Однако и у спокойных, и у более эмоциональных новорожденных отрицательные эмоции преобладают над положительными. То есть малыш скорее откликается на любой дискомфорт: яркий свет, громкий звук, мокрые пеленки, голод.

На них младенец реагирует неудовольствием или криком, а на ласковый разговор — замиранием.

Далее необходимо присмотреться к тому, как новорожденный ведет себя в короткие интервалы бодрствования. Как он реагирует на яркие и звучащие игрушки? Фиксирует ли он свой взгляд на лице взрослого? Пытается ли прислушиваться к речи близких людей?

С голосами близких малыш познакомился еще до рождения, и это позволяет ему уже на первой неделе жизни выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте, тембру, громкости.

В десять дней ребенок в состоянии определить маму по запаху молока. В три недели безошибочно различает, держит его на руках мама или кто-то другой.

На этом этапе развития младенец останавливает свой взгляд на верхней части лица мамы, когда она наклоняется к нему, разговаривает с ним или кормит. Положение матери и ребенка при грудном вскармливании (на расстоянии 30–40 см) идеально для рассматривания малышом лица мамы.

Совсем скоро ребенок научается ловить мамин взгляд, смотреть ей в глаза и прислушиваться к ее речи. Психологи считают это одним из первых признаков зарождающе­гося общения.

Если медленно передвигать предмет перед глазами новорожденного, он будет следить за ним скачкообразно — то зацепил взглядом, то упустил. На неподвижных предметах он уже может останавливать взгляд.

Со второй-третьей недели младенец пытается следить за небольшой яркой звучащей игруш­кой, если держать ее перед ним на высоте 30–40 см и медленно вести то в одну, то в дру­гую сторону от центра. Вначале малыш быстро теряет игрушку из вида, но вскоре научается следить за ее движениями.

Разные мимические движения, вплоть до тех, что напоминают улыбку, можно заметить на лице ребенка с первых дней жизни. Особенно ярко они проявляются во сне и носят название «физиологическая улыбка». Если с малышом постоянно разговаривать, то к концу первого месяца жизни он одарит вас настоящей «социальной улыбкой». Ее появление означает, что период новорожденности закончился.

Тревожные сигналы

О скрытых проблемах в психическом развитии малыша можно судить по его поведению при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, по преобладающим эмоциональным реакциям, а также по развитию его сенсорных ответов — слуховых и зрительных ориентировочных реакций.

  1. Понаблюдайте за своим малышом. Особое беспокойство у вас должно вызвать некоторое парадоксальное поведение ребенка при переходе от сна к бодрствованию и наоборот. Например, малыш не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или же часто и много беспричинно кричит, его трудно успокоить. Мало спит и много кричит.
  2. Отрицательные эмоции возникают при действии любого, даже самого слабого раздражителя, часто не удается вызвать эмоционально положительных ответных реакций.

Если же малыш не кричит даже в состоянии крайнего голода, давно мокрых пеленок, почти никак не реагирует на то, что его будят, это можно расценить как состояние заторможенности и апатии. Такое состояние очень характерно для недоношенных и незрелых детей.

  1. Следующий фактор неблагополучия — отсутствие «социальной улыбки» к одному месяцу. Кроме того, надо насторожиться, если малыш не фиксирует взгляд на лице близкого взрослого и не прислушивается к его речи, не пытается следить за яркой игрушкой и не обращает внимания на разные звуки.

Развитие общих движений

Привычное положение тела для здорового новорожденного — сгибательная, или флексорная, поза: ручки согнуты и прижаты к груди, кисти сжаты в кулачки, большой палец прижат к ладони, ноги согнуты, бедра слегка разведены, стопы согнуты к тылу.

Эта поза характерна для малыша из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, что является абсолютно нормальным физиологическим явлением. Гипертонус можно наблюдать во всех положениях: на спине, на животе, в положении на весу.

В мышцах-разгибателях головы и шеи тонус несколько выше, чем в сгибателях, поэтому у новорожденного голова слегка запрокинута назад. Даже во время сна мышцы-сгибатели не расслабляются.

Если малыша распеленать, то станет заметно, что его движения хаотичны, беспорядочны, импульсивны, нескоординированы.

Мышечный тонус и сгибательная поза могут варьироваться у детей в зависимости от типа нервной системы, конституции, физиологического состояния.

Когда малыш кричит и беспокоится, мышечный тонус еще больше повышается. Поэтому у более активных и возбудимых малышей, по сравнению с более спокойными, он будет постоянно еще более высоким, с бо́льшим количеством движений.

Если малыша взять за запястья и слегка потянуть на себя, то его голова запрокинется, а руки и ноги будут полусогнутыми и слегка отведены в стороны. В положении на животе новорожденный сохранит сгибательную позу: его ручки будут под грудной клеткой, ножки будут совершать попеременные движения сгибания и разгибания — рефлекторное ползание, голова будет повернута в сторону, что говорит о хорошем защитном рефлексе.

В вертикальном положении с поддержкой под мышки малыш будет совершать ножками попеременные сгибательно-разгибательные движения.

Поставленный на опору малыш выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), однако голову он еще пока не держит. А если вы попытаетесь наклонить его корпус вперед, то его ножки сделают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба).

Малыш сожмет ваш палец, если вы его вложите ему в ладонь (хватательный рефлекс). При раздражении кожи вокруг рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя — это поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку найти сосок матери.

При нажатии на ладонь ребенка в области большого пальца малыш открывает рот, так проявляется ладонно-ротовой рефлекс.

Если хлопнуть рядом с малышом, он сначала разведет руки в стороны, а потом «обнимет» себя, так у него проявится рефлекс Моро. Малыш изогнется в ту же сторону, если вы своим пальцем проведете рядом с его позвоночником в направлении от ягодицы до головы (рефлекс Галанта).

Таким образом, с помощью простых приемов у новорожденного можно вызвать рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Галанта. Рефлексы проявляются симметрично с одной и другой стороны.

Зрелый доношенный ребенок к третьей неделе в положении лежа на животе делает попытку приподнять голову, а к концу первого месяца жизни в положении на животе или на спине уже может удержать голову до 5 секунд. Это говорит о том, что у ребенка формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову.

Еще у новорожденных может наблюдаться тремор, а также периодическое косоглазие. Это нормальные явления.

Тревожные сигналы

  1. О неблагополучии в развитии движений у новорожденного может говорить изменение мышечного тонуса и позы во время бодрствования и сна, а также объема пассивных и спонтанных движений, наличие патологических движений.

У новорожденного малыша мышечный тонус — наиболее важная и значимая характеристика его двигательного развития, по нему же судят о возможном скрытом неблагополучии.

  1. Изменение позы, характерной для новорожденного, и объема его пассивных и спонтанных движений говорит о патологическом нарушении мышечного тонуса. Если тонус повышен, то сгибательная поза будет проявляться сильнее. Тогда невозможно будет ее преодолеть при пассивных движениях ручками и ножками малыша, не причинив ребенку боли.
  2. Другие признаки: в положении на животе сгибательная поза значительно усиливается, ребенку трудно повернуть голову в сторону, у него отсутствует защитный рефлекс, ему сложно лежать на животе. Малыш скован во все моменты ухода за ним, будь то купание, подмывание, пеленание или кормление.
  3. При понижении мышечного тонуса (мышечной гипотонии) малыш, наоборот, на животе лежит в «позе лягушки» с разогнутыми во всех суставах конечностями. Выраженность этой позы зависит от степени снижения мышечного тонуса. При любых пассивных движениях ручками и ножками малыша уменьшается сопротивление движениям, а их объем значительно увеличивается.
  4. Важный признак неблагополучия — отсутствие умения поднимать голову, лежа на животе, и удерживать ее до 5 секунд, что может говорить об отсутствии лабиринтного установочного рефлекса на голову.
  5. Крайним выражением повышения возбуждения в ЦНС являются судороги. Судороги у новорожденного ребенка могут проявляться в виде подергиваний мимической мускулатуры и мышц конечностей, напряжения мышц туловища и конечностей, нарушения ритма дыхания.

Когда обращаться к специалистам

Поводы для обращения к неврологу, педагогу и психологу службы ранней помощи:

  • быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;
  • беспокойное, «болезненное» выражение лица младенца, слабый или раздраженный крик ребенка;
  • снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в «позе лягушки»;
  • повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) рук и ног, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;
  • повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми руками и ногами;
  • снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;
  • необычный запах, исходящий от ребенка;
  • светлые или цвета кофе пятна на коже, сосудистые опухоли — гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;
  • ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);
  • установка головы в одну сторону;
  • недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки в один месяц;
  • отсутствие улыбки, слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте одного месяца.

Если вы заметили признаки неблагополучия или даже просто у вас появились сомнения, которые вы не можете четко сформулировать, не следует ждать, стесняться или бояться обратиться за консультацией. Специалисты обязательно ответят на все ваши вопросы и положительно оценят вашу бдительность.

Источник: методическое пособие ФГБНУ «ИКП»

Текст: Анна Демина

Отзывы
родителей

Оставить отзыв

Надежда

Консультация психолога
Хотела бы выразить благодарность специалисту за консультацию. Получила очень ценные советы по психологии. Сначала очень стеснялась обращаться,но оказывается очень зря! Специалист была очень приятная в общении, все внимательно выслушала и подсказала,как быть с моей непоседой) Спасибо большое вашему консультационному центру! Обязательно вас порекомендую друзьям и знакомым !
Развернуть

Елена

Консультация психолога
Спасибо огромное за работу специалистов центра. Грамотный подход, помощь в решении вопросов воспитания, отношения и развития детей. Очень была полезна встреча ! Желаю успехов и развития центра и личностного роста специалистов.
Развернуть

Виталия

Консультация психолога
Хочу поблагодарить специалистов консультационного центра за профессиональную работу. Рекомендации соблюдаем. Желаю успехов и личностного роста специалистов.
Развернуть

Ирина

Консультация
Спасибо Вам за ваш труд! Самые лучшие специалисты! Все очень качественно, была на консультации у логопеда и психолога. Будем обращаться ещё!
Развернуть

Мария

Консультация
Большое спасибо консультационному центру за квалифицированную работу специалистов!
Развернуть